Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня67
mod_vvisit_counterВчера107
mod_vvisit_counterЭта неделя174
mod_vvisit_counterПрошлая неделя980
mod_vvisit_counterЭтот месяц2902
mod_vvisit_counterПрошлый месяц5312
mod_vvisit_counterВся статистика315244

We have: 32 guests, 4 bots online
IP посетителя: 54.161.116.225
 , 
Сейчас: Окт 23, 2018

Регистрация / Вход

Междисциплинированная программа «Здоровье»
21.10.2012 17:13

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

МОУ ТАГАЙСКОЙ СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О программе «Здоровье».

Рост образования в обществе - необходимый, если не важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этом плане на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Элементы содержания программы и требования к желательному уровню усвоения содержания.

 

1-4 классы.

Раздел I. «Самопознание»

Знание своего тела.

v    Части тела, их функциональное предназначение.

v        Внутренние органы и их предназначение.

v        «Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития.

v    Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.            Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.

2.     Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.

3.            Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.   

4.            Рассказать о субъективных признаках своей усталости.

5.            Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им.

Самопознание через ощущение, чувство и образ

v        Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, опальные переживания,

v        ощущения.

v        Способы проявления эмоций и выражения чувств.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.      Уметь распознать основные эмоции у себяи других .

2.   Отчетливо выразить с помощью жестов, мимики, позы.

3.   Уметь описать словесно свои ощущения.

4.   Выражать готовность обратиться за советом и помощью в ситуациях     

                     страха, горя или несчастья.

 

Раздел II. «Я и другие».

Правила межличностного общения

v    Предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от     нежелательного общения.

v    Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций.

v    Поведение на улице и в общественных местах.

v    Правила поведения с незнакомыми людьми.

v    Родственные связи - семья. Правила семейного общения.

v    Права ребенка в семье.

v    Правила групповой деятельности.

 Ожидаемые результаты (ученик может)

1.  Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в  

      модельных условиях.

2.  Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.

3.  Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.

4.  Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.

5.  Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.

6.  Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей

      цели.

7.  Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.    

8.  Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее.

 

 Раздел III«Гигиенические правила и предупреждение       

инфекционных заболеваний».

                   Гигиена тела

vКожа и ее придатки. Функциональное предназначение.

vУход за кожей, волосами и ногтями.

vВыбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и

     индивидуальными особенностями.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.  Уметь быть опрятным.

2.       Регулярно выполнять гигиенические процедуры.

3.       Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви.

4.       Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.

Гигиена полости рта.

vОбщее представление о строении ротовой полости, временные и  

    постоянные зубы.

vПрикус и вредные привычки, нарушающие его.

vФакторы риска развития стоматологических заболеваний.

vУход за зубами.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Иметь навыки правильной чистки зубов.

2.   Иметь сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день.

3.   Не иметь нелеченного кариеса зубов.

Гигиена труда и отдыха

vПериоды изменения работоспособности. Режим дня.

vСубъективные и объективные признаки утомления. Активный и   

vпассивный отдых.

vСон как наиболее эффективный отдых.

vГигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.

2.   Уметь распознавать признаки утомления .

 

 

 Профилактика инфекционных заболеваний

v      Микромир: микробы, простейшие, грибки.

v      Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы.  

v      Представление об инфекционных заболеваниях.

v      Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски,

v      одноразовые шприцы и т. д.

v      Представление об «активной» защите - иммунитете.

Ожидаемые результаты (ученик может)

                                                                                      1.   Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.

2.   Уметь использовать «'пассивную защиту» при необходимости контакта с

                   больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения,

                    ношение маски, отдельная посуда и т. д.).

3.   Иметь сформированное представление о моральной ответственности за

распространение инфекционного заболевания (например, приход с

                    гриппом в школу).

4.   Знать, для чего делаются прививки.

 

Раздел IV«Питание и здоровье».

Питание – основа жизни

vПредставление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники.

vКак происходит пищеварение.

vРежим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд.

vТрадиции приема пищи в разных странах.

vПравила поведения за столом.

 Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.

2.       Уметь пользоваться столовыми приборами.

Гигиена питания

vОбработка пищевых продуктов перед употреблением.

vХранение пищевых продуктов.

vПравила ухода за посудой.

Ожидаемые результаты (ученик может).

1.   Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.

2.   Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.

3.   Умение мыть посуду, столовые приборы.

 

Раздел V«Основы личной безопасности и профилактика травматизма».

 Безопасное поведение на дорогах

vОсновные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети:

                   «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина

                   проезжей части улицы», «родители с детьми».

vСигналы регулирования дорожного движения.

vПравила безопасного поведения у ж/д путей.

 

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.

2.   Иметь навык наблюдения.

3.   Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке.

4.   Иметь навык «переключения на улицу».

5.   Иметь навык переключения на самоконтроль.

Бытовой и уличный травматизм

vОпасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки.  

vОжоги.

vОпасность при пользовании пиротехническими средствами.

vЭлектротравма.

vОпасность при игре с острыми предметами.

vПадение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах,

                    прыжков с крыш гаражей и т.д.

vЭлементарные правила безопасности при катании на велосипеде.

vПравила пользования роликами, экипировка.

vОпасность, которая подстерегает роллера на улице.

vОказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах,

                    поверхностных ранах).

vУкусы зверей, змей, насекомых.

 Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.

2.   Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы,

3.   ожога и избегать их.

4.   Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми

5.   предметами.

6.   Уметь обесточить электроприбор.

7.   Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и

8.   велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями.

9.   Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.

10.   Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и

11.   повреждений.

12.   Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей.

Поведение в экстремальных ситуациях

vЭкстремальная ситуация в городе.

vЭкстремальная ситуация в деревне

vЭкстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.

vПравила поведения при пожаре.

vВызов экстренной помощи: 01, 02, 03, 04, службы спасения.

vСтихийные бедствия, техногенные катастрофы.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на

    помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».

2.   Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

3.   Знать способы тушения огня.

4.   Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения

     при возникновении пожара.

5.   Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого

                   человека кажется опасным.

 

Раздел VI« Культура потребления медицинских услуг».

                  Выбор медицинских услуг

vПоликлиника и вызов врача на дом.

vСлужба «03», неотложная помощь, служба спасения.

vПосещение врача.

vБольница, оказание госпитализации.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским

                   сестрам как к людям, которые помогают сохранить здоровье.

2.   Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской

                   помощью, и иметь навыки обращения.

3.   Знать, зачем детей госпитализируют.

Обращение с лекарственными препаратами

Польза и вред медикаментов.

vОсторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Ожидаемые результаты (ученик может)

Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной    

упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять

только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать

неизвестные таблетки).

 

Раздел VII« Предупреждение употребления психоактивных веществ».

v      Общее представление о пснхоактивных веществах.

v      Почему люди употребляют психоактивные вещества.

v      Вред табачного дыма.

v      Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.

v      Поведение людей, употребляющих психоактивные вещества.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.        Уметь избегать ситуации пассивного курения.

2.        Понимать, что алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания.

3.        Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в

                      состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

4.        Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к

                      наркотическим веществам индивидуальна и зависимость может                                

                      возникнуть после первых приемов.

 

5-9 КЛАССЫ

Раздел I. «Самопознание»

Знание своего тела.

v      Знание своего тела

v      Телосложение. Ткани, органы, системы органов и их саморегуляция.

v      Гомеостаз как условная норма состояния организма.

v      Функции основных систем организма (сенсорной, костно-мышечной,

 

сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной,

мочевыделительной, эндокринной и половой).

v      Физиологические и психические процессы в различные периоды

                      взросления и полового созревания.

v      Индивидуальные особенности строения и развития тела.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь осуществить простейшие физиологические измерения (вес, рост,

                     частота пульса, температура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость    

                     и координацию).

2.   Иметь представление о собственной физиологической норме и уметь

                      различать отклонения от нее.

3.   Понимать индивидуальные особенности строения тела.

4.   Доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей.

5.   Соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха,

                     питания, достаточной двигательной активности; тепловой режим.

Самопознание через ощущение, чувство и образ

vСамооценка. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности

                    и авторитетов, переживания отчуждения, дисморфофобия и др.).

vСтресс, его психологические и физиологические проявления, способы

                   совладения со стрессом.

vБиологические основы поведения.

vВзаимосвязь физического и психологического здоровья.

vПоловые различия в поведении людей.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь имитировать различные эмоциональные проявления.

2.   Уметь распознать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая

                   тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия, мысли о самоубийстве.

3.   Понимать природу переживаний в периоды кризисов взросления.

4.   Уметь попросить о помощи в трудных ситуациях

5.   Понимать необходимость реалистичной позитивной самооценки и

                   самопринятия.

6.   Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения.

7.   Избегать рискованных для здоровья форм поведения.

 

Раздел II. «Я и другие».

Положение личности в группе.

vРолевые позиции в группе.

vБазовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание.

vВиды и формы общения: вербальное, невербальное.

vКритика и ее виды. Способы реагирования на критику.

vКонфликты с родителями, друзьями, учителями, способы их разрешения.

vОтношения между мальчиками и девочками.

vБиологическое и социальное во взаимоотношениях людей.

vТипологизация групп. Референтные группы. Ролевые позиции в группе.

vТактика взаимодействия: диктат, сотрудничество, конфронтация,

                   невмешательство.

v«Инструменты» общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение

vГрупповое давление.

vРолевые позиции в семье.

vПоведенческие риски, опасные для здоровья.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Умение представить себя ввыгодном свете в различных модельных

                   группах.

2.   Демонстрировать базовые навыки общения: умение слушать, начинать,

                   поддерживать и прекращать разговор

3.   Уметь критиковать, хвалить и принимать похвалу.

4.   Иметь навык принятия самостоятельного решения.

5.   Уметь аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных

                   ситуациях с родителями, учителями, друзьями.

6.   Иметь навыки отказа и противостояния групповому давлению.

7.   Уметь принять самостоятельные и коллективные решения в модельных

                   условиях.

8.   Иметь навыки выхода из группы.

9.   Избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни.

10.   Понимать структуру собственной семьи, осознавать ролевую позицию

                     каждого члена семьи, ее естественной трансформации во времени.

11.   Занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения  

   (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.   

 

                 Раздел III«Гигиенические правила и предупреждение       

инфекционных заболеваний».

                  Гигиена тела

vИндивидуальные и возрастные особенности кожи и ее придатков

vМикрофлора кожных покровов.

vЗапахи тела. Уход за кожей лица и рук, ногами.

vУход за ногтями.

vПравила выбора гигиенических средств ухода за телом.

vТипы волос, уход за волосами.

vБолезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены.

vПравила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек.

vПользование предметами личной гигиены.

                  Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех

присущих возрасту функциональных состояниях.

2.   Уметь подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами.

3.   Терпимо относиться к людям, которые не могут соблюдать правила

 личной гигиены.

Гигиена полости  рта

vСредства гигиены полости рта.

vВыбор, зубной щетки, зубной пасты.

vЗаболевания зубов, десен, меры их профилактики.

vПитание и здоровье зубов

vПрофилактические осмотры у стоматолога.

 

Ожидаемые результаты (ученик может).

1.   Уметь выбрать зубную щетку, зубную пасту.

2.   Менять щетку и пасту не реже 1 раза в 3 месяца.

3.   Уметь пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта

    (флосы, гели, снланты и др.).

4.   Посещать стоматолога с целью профилактического осмотра не реже 1 раза в год.

 Гигиена труда и отдыха

vБиологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные.

vПериоды работоспособности.

vРежим учебы, отдыха и сна.

vИндивидуальный режим физических и умственных нагрузок.

vПереутомление, его субъективные и объективные признаки, методы

                   снятия.

vПризнаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.

vОптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь спланировать деятельность на неделю с учетом индивидуальных

                   биологических ритмов.

2.   Использовать большой арсенал различных видов двигательной активности

                  (секции, подвижные игры, любимые виды спорта).

3.   Иметь навыки снятия утомления глаз.

4.   Самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома.

5.   Иметь уважительное отношение к людям со сниженными способностями и

                     возможности ми.

Профилактика инфекционных заболеваний

vПричины возникновения инфекционных заболеваний.

vИсточники возбудителей. Пути передачи.

vМеханизмы защиты организма - иммунитет. «Активные» и «пассивные»

                   способы его повышения.

vЭпидемии, пандемии.

vПоведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время

                   болезни.

vОтветственность за распространение инфекций.

vИнфекции, передаваемые половым путем.

vТуберкулез, его предупреждение.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.

2.   Иметь сформированные навыки поведения в условиях эпидемии

                   респираторных заболеваний в качестве больного и здорового.

3.   Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров.  

4.   Иметь четкие представления о своем поведении при подозрении на

                   инфекционное заболевание.

5.   Иметь позитивное отношение к вакцинации.

 

Раздел IV«Питание и здоровье».

Питание – основа жизни

vОсновные группы пищевых продуктов.

vОсновные блюда и их значение.

vСоставление индивидуального меню.

vЭнергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в

                    основных пищевых веществах и энергии.

vПищевые риски, опасные для здоровья.

vПродукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни.

vЯдовитые грибы и растения.

     Ожидаемые результаты (ученик может)

1.Уметь готовить разнообразные основные блюда.

2.Уметь составить индивидуальное меню с учетом энергетической ценности

                  используемых продуктов и физиологических потребностей организма.

3.Уметь организовать собственное питание в течение рабочего дня.

4.Уметь различить ядовитые и неядовитые грибы.

5.Избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья

6.Иметь навык избегания незнакомых растений и ягод.

Гигиена питания

vБолезни, передаваемые через пищу.

vПравила хранения продуктов и блюд

vСервировка стола, оформление блюд.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Иметь навык оценки свежести продуктов по органолептическим свойствам

                   перед их употреблением.

2.   Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и

                   оценить их пригодность для еды.

3.   Уметь оценить правильность и сроки хранения продуктов по упаковке.    

 

Раздел V«Основы личной безопасности и профилактика травматизма».

 Безопасное поведение на дорогах

v    Ситуации самостоятельного движения ребенка по улице.

v    Во дворе дома тоже улица: кусты у подъезда, стоящие машины, угол дома и другие предметы, мешающие обзору.

v    Пересечение улицы по пешеходному переходу пли на перекрестке без светофора.

v    Переход улицы на регулируемом перекрестке. Ожидание на «островке безопасности».

v    Посадка в автобус, трамвай, троллейбус.

v        Выход из автобуса (троллейбуса, трамвая).

v        Опасность движения группой.

v        Безопасное поведение в транспорте - зоне повышенного риска.

v    Правила движениявелосипеда.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Иметь навык самоконтроля.

2.       Иметь автоматизированные стереотипы: наблюдение за улицей,

                       внимательное отношениек звуковым сигналам, шуму машин, особенно во

                       время дождя, когда капюшоны и зонтикимешают детям увидеть   

                      приближающиеся издалека автомобили.

3.       Уметь безопасно переходить через дорогу или через пути на

    железнодорожных переездах, используя не только зрение, но и слух.

4.   Понимать свою персональную ответственность за безопасность на дороге.

5.   Иметь критическое отношение к поведенческим рискам на дороге.

Бытовой и уличный травматизм

v   Правила пользования пиротехническими средствами.

v   Факторы, способствующиеобморожению. Первая помощь при

                        обморожениях.

v   Правила безопасности на экскурсиях, в походах, экипировка туриста.

                       Походная аптечка.

v   Правила безопасности при обращении с открытым огнем. Доврачебная

                        помощь.

v   Элементы реанимации. Основные правила наложения жгутов, повязок,    

                        транспортировки пострадавшего.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.       Уметь обращаться с пиротехническими средствами, продаваемыми в

                          магазинах.

2.   Уметь оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих

                          возрастных и физиологических возможностей, организовать оказание                    

                         полноценнойпомощи.

Поведение в экстремальных ситуациях.

vЭкстремальные ситуации аварийного и криминального характера.

v   Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затопление,

                        разрушение)

v   Поведение в криминогенных ситуациях.

vПоведение в незнакомой природной среде.

v   Совладение с паническими состояниями.

v   Переживание острых негативных эмоций истрессовых состояний.

vПомощь при утоплении.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.       Знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях.

2.       Знать, за счет каких действийможно предупредить пли минимизировать

                       повреждение в случае стихийных бедствий илитехногенных катастроф.

3.   Уметь обратиться за помощью в случае тяжелых переживанийнесчастья.

4.   Владеть элементарными навыками самообороны.

5.   Знать средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время

                       года,последовательность действий при спасении и умение их выполнить.

 

Раздел VI« Культура потребления медицинских услуг».

                  Выбор медицинских услуг

v   Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью.

v   Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

v   Ответственность за ложные вызовы медицинских служб.

v   Критическое отношение к рекламе и выбору медицинских услуг и товаров.

v   Типы учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь.

v   Выбор товаров и услуг, ориентированных на здоровье.

v   Обязательное медицинское страхование.

v   Альтернативная медицина, влияние на организм человека.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.       Уметь обратиться за плановой и экстренной медицинской помощью.

2.       Иметь навыки соблюдения чистоты и правил поведения в помещении, на

                        примере поликлиники.

3.       Иметь представление о механизмах воздействия рекламы и на его основе

4.       навыки критического отношения к рекламируемым товарам и услугам.

Обращение с лекарственными препаратами

v            Рецепт, аптека, лекарство.

v            Правила употребления лекарственных препаратов.

v            Опасность самолечения.

v            Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами.

v            Злоупотребление медикаментами.

v            Побочное действие лекарственных средств.

Ожидаемые результаты (ученик, может)

1.       Знать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют

                        без назначения врача (при эпизодах головной боли, подъеме температуры и     

                       др.).

2.       Уметь подобрать для себя лекарственный препарат из этого арсенала с

                        учетом индивидуальной переносимости лекарств, возрастных доз.

3.       Уметь принять первые меры самопомощи при развитии побочного действия

                        лекарства.

Раздел VII« Предупреждение употребления психоактивных веществ».

 «Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные    

вещества

v   История распространения ПАВ.

v   Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ.

v   Ложные представления о допустимости употребления ПАВ.

v   Употребление ПАВ. как слабость воли, зависимость, болезнь.

v   Как противостоять групповому давлению и не употреблять ПАВ.

v   Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная,

                       физиологическая и психологическая.

v   Состояние интоксикации и побочные действия при употреблении ПАВ.

v   Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя.

v   Изменение поведения человека, связанное с употреблением ПАВ.

v   Защита себя и других в ситуациях употребления ПАВ.

v   Отказ от употребления ПАВ на различных этапах.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.       Иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» ПАВ

     могут  вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные».

2.       Иметь сформированные навыки отказа от употребления ПАВ в группе.

3.       Иметь широкий арсенал средств, для решения конфликтных ситуаций,

                       проведения свободного времени.

4.       Навыки критического переосмысления информации, получаемой в

                        неформальных группах.

10 -11 классы

Раздел I. «Самопознание»

Знание своего тела.

v   Субъективные и объективные признаки здоровья.

v   Представление о здоровом и больном теле в разных культурах.

v   Половой диморфизм.

v   Репродуктивное здоровье юноши и девушки.

v   Понятие о генотипе и фенотипе.

v   Обменные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы тела

                        и/или инвалидности.

v   Старение и смерть человеческого организма.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.      Уметь самостоятельно планировать режим нагрузок, отдыха, питания в

                        соответствие с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

2.      Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной

                        активности.

3.      Уметь моделировать своп собственный имидж и достигать его.

4.      Доброжелательно относиться к особенностям пожилых людей и инвалидов.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

v      Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения.

v            Направленность личности: Я - концепция, понятие о локусе контроля.

v      Представление о психологии пола, тендерных позициях.

v      Планирование и способы реализации планов. Ответственность и свобода

                        выбора.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.     Уметь контролировать собственные эмоциональные и поведенческие

                        реакции.

2.     Выражать готовность нести персональную ответственность за

    собственное поведение и здоровье.

3.     Уметь ставить для себя реалистичные ясные цели и планировать пути их

                        достижения.

4.     Иметь навыки критического мышления.

 

Раздел II. «Я и другие».

Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга.

v      Интимные межличностные отношения; дружба, любовь, вражда,

                       одиночество.

v      Человек в семье. Семья и ее функции. Психологический климат семьи.

v      Развод.

v      Правовые аспекты семейного взаимодействия.

v      Способы манипулирования людьми,

v      Формальные и неформальные группы, их социально-психологическая

                        специфика.

v      Механизмы и пути воздействия группы на личность и личности на

       группу в области сохранения и укрепления здоровья.

v      Принятие решения в группе.

v      Межличностные конфликты в группе. Их типология и пути разрешения.

v      Конформизм и самостоятельность, лидерство.

v      Навыки, необходимые для противостояния негативным влияниям

                        неформальной группы в сфере отношения к здоровью.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.Иметь навыки позитивного отношения к людям со специфическим

                     строением тела, особенностями умственной деятельности, различными

                     религиозными, национальными и социальными установками.

2.Знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми.

3.Уметь выявлять ситуации манипулирования.

4.Уметь распознать ситуации группового давления и противостоять им.

5.Уметь кооперироваться в различных ситуациях.

6.Уметь распознавать поведенческие риски в групповом поведении.

7.Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях.

8.Знать различные формы группового взаимодействия (мозговой штурм,

ролевая игра и др.) и уметь их смоделировать.

9.Уметь составить реальный план группового взаимодействия и поэтапно

его выполнять.

10Уметь оценивать эффективность группового взаимодействия.

 

                 Раздел III«Гигиенические правила и предупреждение       

инфекционных заболеваний».

                  Гигиена тела

vВыбор гигиенических средств, для ухода за телом при различных,

                     функциональных состояниях и в различных климатических условиях.

vПодбор и правила пользования косметическими средствами в

                      соответствие с индивидуальными особенностями кожи.

vВзаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.  Иметь потребность сохранять свое тело и одежду в чистоте.

2.  Не иметь заболеваний, связанных с нарушением правил ухода, за кожей.  

Гигиена полости рта

Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора,

хранения, смены.

 Ожидаемые результаты (ученик может)

Не иметь впервые выявленных кариозных зубов в течение периода

обучения в старшей школе.

Гигиена труда и отдыха

vПланирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время

                      экзаменов, тренировок, соревнований.

vФизиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам,срывы

                      адаптации.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Уметь спланировать режим деятельности в период повышения нагрузок.

2.   Знать индивидуальную норму нагрузок.

3.   Своевременно определять субъективные признаки утомления.

4.   Владеть техниками восстановления работоспособности при различных

                     видах физическихи психических нагрузок.

5.   Уметь противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Профилактика инфекционных заболеваний

v    ВИЧ/ СПИД, пути передачи, способы предупреждения.

v    «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями.

v    Профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и

     жизненных ситуациях.

v    Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных

     заболеваний.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.Знать способы предупреждения заболеваний, передающихся    

   половым путем.

2.Уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения    

                                        инфекционными заболеваниями.

                                     3.Регулярно проходить профилактические осмотры по           

                                        рекомендации врачей, в том числе прохождение флюорографии  

                                        не реже 1 раза в год.

4.Иметь сформированное отношение к людям, потенциально опасным с

                     точки зрения заражения инфекциями.

 

   Раздел IV«Питание и здоровье».

Питание – основа жизни

v    Основные правила рационального питания: режим питания,           

      сбалансированность продуктов в меню, пищевые приоритеты.

v    Выбор продуктов и блюд. Диеты, лечебное питание и голодание. Пост.

v    Болезни питания, анорексия, ожирение.

v    Питание в особых условиях (питание спортсменов, питание в походах, во

      время экзаменов и т. д.).

v    Правила поведения в местах общественного питания: кафе, рестораны.

                  Ожидаемые результаты (ученик может)

v    Уметь организовать рациональное питание в семье с учетом

      индивидуальных особенностей и финансовых возможностей различных  

      членов семьи.

v    Уметь обеспечить адекватное физиологическим потребностям и

      индивидуальным особенностям питание во время экзаменов, в походах.

Гигиена питания

Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые

металлы, пестициды, плесень и др.

Ожидаемые результаты (ученик может)

                 1.Умение интерпретировать данные этикетки продуктов.

                 2.Умение оценить соотношение цена качество при покупке продуктов

питания.

  

Раздел V«Основы личной безопасности и профилактика травматизма».

 Безопасное поведение на дорогах

v    Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути.

v    Расчеты траектории движения транспорта.

v    Дорога глазами водителя.

v    Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

 Ожидаемые результаты (ученик может)

1.  Иметь сформированные стереотипы соблюдения правил безопасности на

                      дороге.

2.  Уметь объяснить младшим детям принципы безопасного поведения на

                      дороге и продемонстрировать их на примере реальной улицы.

3.  Знать о видах наказания за нарушение ПДД.

 Бытовой и уличный травматизм

vТравматизм при конфликтах.

vЖестокое обращение с детьми и подростками.

vАдминистративная и юридическая ответственность при создании

                     травмоопасной ситуации, нанесении телесных повреждений.

vСтроительство и техника безопасности.

vТехника безопасности в быту (приготовление пищи, пользование

                     стиральной машиной, газовой или электроплитой и т. д.).

vТравматизм в местах массового скопления людей.

vПрогноз развития травмоопасной ситуации, меры предупреждения

    травмы.

vПервая доврачебная помощь при ранениях, травмам потере сознания

vСердечно-легочная реанимация.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Владеть приемами конструктивного решения конфликтных ситуаций.

2.   Уметь обратиться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во

   дворе, в школе.

3.   Уметь пользоваться строительным инвентарем и бытовой техникой.

4.   Уметь прогнозировать травмоопасные ситуации во время массовых

  мероприятий и своевременно принимать меры к избежанию травмы.

5.   Иметь навыки измерения основных - жизненных функций.

6.   Уметь оказать первую доврачебную помощь в пределах своей

7.   компетенции, провести мероприятия по восстановлению жизненных

  функций.

8.   Поведение в экстремальных ситуациях

9.   Модели поведения людей в экстремальных ситуациях.  

10.     Поведение в ситуациях печали и горя.

Ожидаемые результаты(ученик может)

1.   Уметь оказать помощь пострадавшим в экстремальной ситуации.

2.   Владеть навыками самоконтроля, совладения с паническими реакциями.

 

Раздел VI« Культура потребления медицинских услуг».

                  Выбор медицинских услуг

v    Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги.

v   Ответственность врача.

v   Оказание помощи в различных медицинских учреждениях. Врачебная

      тайна.

v   Получение и анализ информации с целью выбора медицинских и

     оздоровительных услуг.

v   Обязательное и добровольное медицинское страхование.

Ожидаемые результаты (ученик может)

1.   Знать права пациента в системе обязательного медицинского

    страхования.

2.   Уметь выбрать страховую компанию для добровольного медицинского

                      страхования на основе предложенного ею комплекта документов.

Обращение с лекарственными препаратами.

                     Передозировка лекарственными средствами. Первая помощь.

Ожидаемые результаты (ученик может)

                  1.Иметь навык прочтения аннотации или рецепта перед приемом

лекарственного препарата.

                  2.Иметь представление о возможности несовместимости лекарственных

препаратов или наличии потенцирующего эффекта.

                  3.Уметь учитывать его при применении ранее неиспользованных

лекарственных препаратов.

 

Раздел VII« Предупреждение употребления психоактивных веществ».

v    Основные виды ПАВ.

v    Употребление ПАВ как ложный путь решения жизненных проблем.                          

v    Социальные, психологические и физиологические последствия   

      употребления ПАВ.

v    Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана,   

    алкоголика.

v    Помощь социума людям, прекратившим употребление ПАВ.

v    Юридическая  и личная ответственность за распространение и  

    употребление ПАВ.

Ожидаемые результаты (ученик может)

                  1.Иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм,   

табакокурение каксложно излечимые заболевания.

                  2.Знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и

распространениянаркотических веществ.

                  3.Осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и

табачных изделий иуметь критически ее оценивать.

 

 
Администрация школы.